Ретроспективная выставка живописи Михаила Ларионова в Новой Третьяковке.

22.09.2018
 
 
Третьяковская галерея открывает крупную ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда и его признанного лидера. 

Наделенный мощным живописным даром и талантом экспериментатора, с самого начала своей деятельности Ларионов оказал огромное влияние на становление и развитие нового искусства ХХ столетия. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. Произведения художника в стиле примитивизма стали воплощением национального варианта авангарда. Ларионов стоял у истоков абстрактного искусства в России. Его «авторский» вариант беспредметной живописи, получивший название лучизм (rayonisme), представляет собой один из путей к абстракции.

Ларионов — один из первых мастеров абстрактного искусства, автор собственного варианта беспредметности — лучизма. Однако в 1920–1930-е в Париже он вновь обратился к предметному искусству. Очень остро ощущая равную важность для художника натурных впечатлений и умения обобщать, Ларионов постоянно балансировал между предметным и беспредметным, продолжая исследовать материалы, фактуры, цвет. Его способность увлечься новой идеей, его постоянная готовность отказаться от уже найденного и вновь вступить в область эксперимента уникальны. Именно это делает его искусство востребованным и актуальным. Пожалуй, Ларионов — один из тех редких художников, над которыми не властно время.

Художник необыкновенно широкого диапазона, блестящий, всегда неожиданный живописец, изысканный график, изобретательный театральный декоратор, книжный иллюстратор, стоявший у истоков футуристической книги, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер — все это Михаил Ларионов, человек-оркестр, который интересовался в художественной сфере буквально всем. Задача выставки — представить эту уникальную творческую личность во всем многообразии ее проявлений. В состав экспозиции вошли работы, отражающие основные направления деятельности художника, а также широкий круг интересов Ларионова-коллекционера.